Общественный аспект формирования экологической этики
Общеизвестно, что люди, даже если у них есть какое-то представление об экологии и связанных с нею проблемах, если они знают, как поступать можно, а как не стоит (иными словами, если им знакомы основы экологической этики), часто игнорируют это знание и поступают вопреки ему. Одна из причин, как было показано выше, состоит в том, что воспринимаемая извне система ценностных ориентиров и значений не всегда совпадает с личностным смыслом человека.
Кроме того, формирование системы личностных смыслов и восприятие человеческих значений зачастую сочетаются с действием автоматического конформизма. Нельзя забывать и о том, что сплошь и рядом окружающая человека антиэкологическая практика выстраивает такую же антиэкологическую его реакцию и действия. Например, если на городском уровне вывоз мусора организован из рук вон плохо, (как это можно наблюдать в последнее время в нашем городе), некоторые люди начинают вываливать мусор прямо на тротуар: мол, к чему стараться соблюдать чистоту, если даже сами чиновники этого не делают? В этом случае ярко проявляется формальность внедрённых в сознание подобных людей элементов экологической этики (если такие элементы вообще имеются в сознании людей подобного типа).
Экологическую этику нельзя представлять только в виде некоего вместилища ценностей, идей, идеалов и поведенческих установок и стереотипов, которые достаточно переосмыслить и переориентировать, чтобы человек овладел экологической этикой.
На первый взгляд, мораль и наука вообще находятся довольно далеко друг от друга. Они являются разными формами общественного сознания и настолько далеко отстоят друг от друга, что иногда трудно установить между ними какую-либо связь. Ведь по определению научное мышление – это мышление теоретическое, которое основано на логической абстракции, имеет строго упорядоченный характер, анализирует объективные законы действительности и устанавливает истинное знание о них в форме логических обобщений. Моральные же представления связаны главным образом с разрешением повседневных житейских проблем, в них переплетаются рациональные и чувственные элементы (понятия, убеждения и чувства, эмоции).
Однако деятельность морального сознания направлена не просто на установление истины, знания, а на формулирование жизненных целей и правил поведения, на принятие практического решения и выбор поступков. И именно поэтому проблема соотношения морали и науки имеет большое значение для обеих, причём именно в условиях современности эта проблема приобрела особую актуальность.
Самыми важными можно считать такие два её аспекта: значение морали для науки (роль моральных принципов в деятельности учёного) и значение науки для морали (возможность научного обоснования нравственных принципов).
Первый аспект приобрёл остроту в связи с бурным развитием науки в прошлом столетии. Современные наука и техника дали в руки человеку мощные средства созидания и разрушения. С одной стороны, научно-технические достижения могут служить интересам человека, способствовать созданию высокого материального и духовного уровня его жизни. А с другой стороны, они же могут быть использованы против человека, например, для истребления миллионов людей, могут наносить ущерб человеческому здоровью и психике, или косвенным образом разрушать экологическую среду на планете, в конечном счёте, даже сделать её непригодной для жизни.
Открытие атомной энергии, бурное развитие химии и генетики, автоматизация, радио, кино и телевидение, как оказалось, могут одновременно быть применены и на благо и во вред человеку. В таких условиях подлинный учёный не может оставаться бесстрастным искателем истины, безразличным к тому, как она будет использована. Он должен осознать свою моральную ответственность перед обществом, связанную с теми большими знаниями, которые ему доступны.
Учёный не может оставаться безразличным к вопросам нравственности ещё и потому, что сама практика научной деятельности постоянно ставит перед ним проблемы морали, относящиеся к профессиональной этике.
Другое по теме
Организация водоохранной деятельности
Атмосфера и тесно связанная с ней гидросфера составляют по массе незначительную часть нашей планеты. Однако их роль в развитии жизни на Земле и в деятельности человеческого общества чрезвычайно велика ...
Тигр обыкновенный на примере подвида амурский тигр
Данная курсовая работа посвящена
изучению амурского тигра на примере подвида уссурийский тигр.
Бесспорно уссурийский тигр – своего
рода достопримечательность Приморского края. Без преуве ...