Общая характеристика правового регулирования проблемы в РФ
Экологическая составляющая региональной экономической политики в условиях перехода к рынку приобретает новый смысл, новое содержание. С одной стороны, в сфере природопользования все активнее используются различные рыночные регуляторы, с другой - в природопользовании, как сфере хозяйственной деятельности, законы природы и общества тесно взаимосвязаны и это обусловливает некоторую консервативность государственной политики в области экологии.
Региональное природопользование в России имеет специфические особенности, определяющиеся экономическими, социальными, природными, политическими и другими факторами.
Во-первых, на огромной территории страны расположены самые различные экосистемы, характеризующиеся разнообразными природно-климатическими, биологическими, географическими и другими условиями, что позволяет применить разные подходы к использованию природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Например, добыча нефти и газа на юге России, в Среднем Поволжье, Сибири или на шельфе северных морей отличается по способам технологии добычи, к ним не может быть применен одинаковый подход к устранению экологических последствий освоения этих ресурсов. Так как реакция природной среды на этот вид хозяйственной деятельности будет разной в зависимости от расположения территории освоения в той или иной экосистеме.
Во-вторых, сложившаяся отраслевая и территориальная структура производительных сил привела к «перекосу» в эксплуатации природных богатств - в одних регионах чрезмерное освоение, в других - отставание.
В-третьих, указанные обстоятельства имеют политические и экономические последствия.
В-четвертых, в условиях продолжающегося экономического кризиса природные ресурсы играют роль буфера, смягчающего тяжесть экономических потерь, в поддержании на «плаву» бюджета страны, покрытие социальных и экологических издержек общества.
Овладение процессами технического развития требует существенного повышения роли права в управлении общественными процессами, в том числе усиление его роли в регулировании отношений, складывающихся в процессе взаимодействия природы и общества.
Влияние права на взаимодействие природы и общества осуществляется, конечно, опосредованно, путем воздействия на развитие социальных отношений.
В странах Запада существует определенный теоретический и практический опыт полного определения потоков природных ресурсов и применения межотраслевого баланса для выявления косвенных потоков ресурсов, но для России это достаточно новое направление.
Проявляются отсутствие нормативно-правовой базы, нехватка методик и отсутствие практики, острый дефицит информации, литературы и исследований по этим вопросам. Исследования проводятся по отдельным направлениям, в то время как для принятия долгосрочных экономических решений необходимы комплексные оценки.
Исходя из результатов проведенного анализа правовых документов, экологическая составляющая не входит в число приоритетных, что можно объяснить, согласно предыдущему положению, низким уровнем экологической культуры населения в целом.
Другими словами, в настоящее время наше общество не предъявляет государству должный заказ на формирование эколого-правовых ограничений развития. С другой стороны, этот факт можно объяснить и тем, что лица, осуществляющие законодательную деятельность, также не имеют необходимой образовательной подготовки. Таким образом, эффективность реализации правовых норм напрямую зависит от уровня правосознания, от уровня экологической культуры.
Другое по теме
Причины рыночной и государственной неэффективности в охране окружающей среды
Экология – это наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой. Древние греки экосом называли любое место пребывания человека: пляж, где люди собирались для купания ...
Система охраны природы в Республике Башкортостан
Природа Республики Башкортостана вызывает восхищение практически у всех жителей и гостей республики посчастливилось хоть раз побывать в ее замечательных заповедных уголках. По своим природным условиям ...