Правоприменения в области защиты окружающей среды
Правовая система Китая, призванная защищать окружающую среду, была создана относительно недавно. Создание экологических законов часто оказывается в ведении местных властей, суды Китая практически не имеют возможности влиять на процессы законотворчества и правоприменения. В результате китайские центральные власти вынуждены были признать, что вопросы охраны окружающей среды не могут решаться только посредством контроля за загрязнениями. Стало очевидным, что программы экологической защиты в Китае страдают от нехватки авторитета и недостаточной координации между институтами, призванными защищать окружающую среду.
Местные органы власти вынуждены жертвовать своими экологическими обязательствами, чтобы способствовать общему курсу страны на приоритетность экономического роста, хотя, по мнению западных экспертов, экологическая деградация влияет не только на здоровье населения самого Китая, но и на перспективы экономического роста страны. При этом наблюдается явная недостаточность людских и финансовых ресурсов, неадекватность штрафов и других мер наказания за экологические нарушения, что мешает успешной реализации принятых соответствующими институтами законов и программ экологического оздоровления. Формально Национальное агентство по защите окружающей среды наделено высшей властью по отношению к институтам более низкого уровня, однако при этом их финансирование напрямую зависит от органов местного самоуправления. В результате ориентация местных властей на экономический рост нивелирует автономию экологических институтов.
Ситуация осложняется тем, что многие промышленные предприятия, которые способствуют наибольшим загрязнениям, управляются и принадлежат местным органам власти. Перед центральным правительством Китая стоит вопрос об изменении статуса аппарата защиты окружающей среды на разных уровнях властной иерархии или об уравнивании интересов экономического развития и защиты окружающей среды. Кроме того, необходимо изменить систему финансирования экологических институтов и способствовать их сотрудничеству между собой.
Другое по теме
Национальные парки и заповедники
Национальными парками объявляются территории, которые включают природные
комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую
ценность и предназначенные для использ ...
Экологическая политика Китая
Одними из острейших проблем современного Китая являются экологические. В силу давления демографического фактора на ограниченные природные ресурсы они выглядят более серьезными по сравнению с ситуацией ...