Неофициальная экологическая политика и общественное мнение по вопросам окружающей среды
Влияние и эффективность экологических неправительственных организаций в регионе Северо-Восточной Азии различно в зависимости от политических государственных структур, в рамках которых они существуют и осуществляют свою деятельность. В целом, как отмечают исследователи, экологические неправительственные организации сталкиваются с большими трудностями повышения своего влияния на политику в регионе, которые традиционно характеризовались сильной центральной государственной властью. Подъем инвайронментального движения в регионе может быть понят в контексте международного развития. Китай имеет короткую историю инвайронментального активизма, в особенности абсолютно независимого от правительственных структур, а международные неправительственные экологические организации переместили свою деятельность в Китай совсем недавно. Тем не менее за последние 20 лет в Китае возник ряд независимых неправительственных экологических организаций, таких как «Друзья природы», «Институт глобальной экологической культуры в Пекине», «Волонтеры зеленой Земли», «Пекинский фонд защиты окружающей среды». Эти организации ставят своей целью экологическое образование населения Китая, подготовку волонтеров, организацию общественных мероприятий, распространение информации и др. Одновременно во многих образовательных учреждениях создаются студенческие группы защиты окружающей среды.
В настоящий момент к движению социальных инвайронментальных активистов добавляют свои голоса более 100 студенческих групп, некоторое количество исследовательских центров, связанных с университетами, ряд женских неправительственных экологических групп. В КНР имеются более чем 30-летние традиции профессионального образования в области окружающей среды и развития, обучение по данным программам осуществляется в более чем 300 образовательных учреждениях. С 1981 г. Институт управленческих кадров по защите окружающей среды обеспечивает повышение профессионального уровня управленческих специалистов по защите окружающей среды.
Некоторым международным НПО, таким как WWF, было разрешено с середины 90-х годов ХХ столетия открыть офисы в Китае, другие начали осуществление специальных программ, ориентированных на Китай, например Совет по защите окружающей среды и Программа чистой энергии для Китая.
Следует подчеркнуть, что на развитие экологических неправительственных организаций в Китае значительно повлияло принятие Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. «Местной повестки XXI». Отмечается, что в этот период наблюдался и рост публикаций в китайских газетах материалов, посвященных конференции ООН.
Правительство Китая, понимая, что окружающая среда становится важным политическим вопросом на международном уровне и что экологические неправительственные организации возникают в качестве значимых игроков в международной экологической политике; они инициировали и поддержали создание нескольких квази-ЭНПО на национальном уровне как институты «Местной повестки XXI» и «Устойчивого развития». Тем не менее в Китае, в отличие от ряда европейских стран, не существует развитой институциональной сети каналов для открытых общественных дискуссий по вопросам окружающей среды.
В настоящее время лишь несколько экологических неправительственных организаций имеют возможность оказывать общественное давление на процесс выработки и контроля над исполнением экологических ограничений. Специалисты отмечают, что очень часто позиция неправительственных организаций, например по проблеме изменения климата, удивительно схожа с позицией государственных структур. В целом население мало информировано по вопросам состояния окружающей среды, что ограничивает возможности участия населения в реализации экологической политики. В контексте современной политической ситуации ни одна неправительственная экологическая организация не может считаться абсолютно независимой и автономной. Китайские политические лидеры постоянно публично подчеркивают свою приверженность защите окружающей среды и желание финансировать дальнейшие инициативы. В то же время они стараются найти баланс между открытостью ЭНПО и контролем за «радикальной» и «подрывной» деятельностью экологических активистов.
Другое по теме
Антропогенное воздействие на почву
Почва занимает особое положение в природных
ландшафтах и в экосистемах. Она является важнейшим блоком экосистем, выступает
как фактор плодородия для растений и как самая насыщенная организма ...
Становление, совершенствование и перспективы рынка прав на вредные выбросы парниковых газов
Тема работы «Становление, развитие и
перспективы рынка прав на вредные выбросы парниковых газов».
В работе проанализированы этапы
становления и развития рынка прав на выбросы в рамках Кио ...