Экологический аудит банков
Следует отметить, что одним из новых направлений развития экологического аудита за рубежом является внедрение данной процедуры в непромышленном секторе экономики, а также в деятельности банков. В последние годы экологический аудит находит все большее применение в банковском секторе экономики как инструмент управления состоянием окружающей среды с использованием для этого оценки прошлой и текущей природоохранной деятельности компаний и структур клиентов. В ряде исследований последнего времени предпринимается попытка распространить процедуру экологического аудита в России также на деятельность банковских учреждений.
В рамках созданной системы экологического менеджмента банк Сгеdit Suisse составляет экологический баланс, а также публикует ежегодные экологические доклады. Информация о получении банком экологического сертификата ISО серии 14001 доводилась до общественности через сеть Интернет и с помощью публикаций в прессе. Данный банк в первую очередь проявляет заинтересованность в работе с теми фирмами, которые имеют указанный сертификат. Например, если два предприятия нуждаются в кредите и одно из них имеет сертификат ISО серии 14001, то безусловно предпочтение будет отдано тому, которое имеет экосертификат. Вместе с тем, по мнению зарубежных банков, экологическое давление в данной области экономики является еще не столь высоким, как в области управления качеством продукции.
В условиях реструктуризации банковской системы России и возникновения новых финансовых институтов за счет консолидации капитала важно, чтобы экологическая составляющая нашла свое отражение в деятельности банков. Развитие российской банковской системы и усиление процесса межбанковской конкуренции предполагает проведение независимых оценок для формирования рейтинга и имиджа банков. Задачу закрепиться на рынке, найти свою «нишу» решают, практически, все коммерческие банки, включая те, чьи стартовые условия отличались существенным преимуществом (были образованы на базе бывших госбанковских структур). Наравне с ними активно наращивают капитал банки «новой волны», по-новому строящие свои отношения с клиентами, а также стратегию поведения на рынке.
Традиционно такие оценки основываются на анализе финансовой деятельности с учетом таких показателей, как размер собственных средств, ликвидные активы, доля заемных средств, объем выданных банком кредитов, вложения в ценные бумаги, выпущенные банком долговые обязательства и др.
Однако в последнее время на процесс формирования рейтинга и особенно имиджа банка все большее влияние оказывают не только финансовые, но и экологические факторы. Поэтому представляется целесообразным для объективной оценки рейтинга банка с учетом его деятельности в области охраны окружающей среды введение в качестве оценочного показателя «доли средств, направленных на экологические цели», а при выдаче кредита нормативы ликвидности рассчитывать с учетом экологических обязательств клиента перед банком.
С учетом общественного мнения о деятельности банков по охране окружающей среды, целесообразно применять «интегрированный индекс надежности», который учитывал бы степень поддержки банком экологических программ и проводимых мероприятий. На имидж банка также существенно влияют его спонсорское участие в оздоровлении окружающей среды, проведение экологических лотерей, средства от которых направляются на сохранение редких видов животных, финансовая поддержка общественных движений «зеленых» и др.
Анализ рыночных возможностей определяет направления диверсификации банковского обслуживания и создание новых видов экологических услуг банка. Речь идет о гибком использовании широкого спектра номенклатуры банковского продукта в области финансирования экологического бизнеса. На сегодняшний день конкурентоспособность банков выдвигает новые требования к квалификации специалистов, которые должны уметь практически применять экологический менеджмент и экологический маркетинг. Если совершенствование банковского менеджмента имеет целью увеличение объема оказываемых услуг клиенту, то ориентация на оказание качественно новых услуг по поддержке экологических проектов может привести к росту объема банковских услуг.
Решение данной задачи связано с созданием в банках специальных служб по экологическому маркетингу, которые способствуют выявлению и отбору предприятий и фирм, представляющих для банка интерес на экологическом рынке банковского обслуживания. Могут разрабатываться конкретные инвестиционные проекты экологической направленности, способные заинтересовать эти фирмы, например лизинговые и венчурные, в долевом участии банка. В этих условиях необходимы дополнительные исследования по разработке методологии оценки деятельности банков, в том числе по оздоровлению окружающей среды, которые могут использовать опыт банков Германии, Швейцарии, Австрии и других стран. При этом приоритетное значение должно отдаваться оценке возможностей использования процедуры экоаудита для формирования банковской системы России в условиях ее интеграции в мировую экономику и систему международной экологической безопасности.
Другое по теме
Экологические системы и воздействие на них человека
Биосфера (от греч. bios — жизнь, sphaira — пленка) — живая оболочка Земли.
Термин «биосфера» впервые был
использован известным австрийским ученым Э. Зюссом (1831-1914) в его книге «Лик
Зе ...
Влияние климатических характеристик на рассеивание вредных веществ в атмосфере на территории Иркутской области
Человек всегда хотел победить природу и обуздать ее, но для этого
необходимо изучить и проанализировать процессы, происходящие в ней. В связи с
возросшим уровнем градостроительства, оказываю ...