Классификация программ экологического аудита
Реализация принципов устойчивого развития во многом связана с изменениями в организации и технологии промышленного производства, а охрана среды и рациональное использование природных ресурсов уже рассматриваются среди высших приоритетов производственной деятельности. Ведущую роль в решении и предотвращении экологических проблем должны сыграть рыночные механизмы, торговля и капиталовложения.
В промышленно развитых странах основные результаты природоохранной деятельности (в первую очередь на производственном уровне) все больше определяются развитием таких негосударственных предпринимательских видов природоохранной деятельности, как экологический аудит и экологический менеджмент.
Термин «аудит» заимствован из финансового лексикона, но между финансовым и экологическим аудитом существует принципиальная разница, заключающаяся, прежде всего, в различии предметов аудирования. Предметом экологического аудита является не столько экологическая отчетность экономического субъекта (союзы, ассоциации, концерны, финансово-промышленные группы, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения, административно-территориальные образования Российской Федерации, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность), сколько его фактическая экологическая деятельность во всех аспектах.
В Российской Федерации разработаны проекты нормативно-методических документов по организации экологического аудита. Согласно этим документам экологическое аудирование делится на обязательное и инициативное. Инициативный экологический аудит проводится по решению руководителей других принимающих решения лиц аудируемого экономического субъекта. Обязательный — по решению правительственных органов. Все программы экологического аудита условно можно разделить по характеру целей и объему решаемых задач на несколько групп.
- Сокращенные специальные программы экоаудита. Основной целью программ является общее информационное обеспечение разработки и принятия отдельных, сложных в экологическом отношении решений. В задачи программ входит характеристика и оценка отдельных экологических проблем (как правило, заранее оговоренных заказчиком), условий и возможностей их решения. В качестве примера можно привести программы экоаудита по привлечению специалистов для решения сложных экологических проблем и обеспечения информационных условий для их эффективной работы.
- Полные специальные программы экоаудита. Цель таких программ заключается в достаточном информационном обеспечении разработки и
принятия отдельных сложных решений, включая адресные детализированные рекомендации и предложения. Здесь могут рассматриваться программы по разработке исходных данных, информационного и методологического обеспечения конкурсов технико-экономических обоснований и проектов по наиболее сложным проблемам, требующим альтернативных решений.
- Сокращенные комплексные программы экоаудита. Основной целью программ является постановка, характеристика, оценка и ранжирование совокупности экологических проблем отдельных производств, территорий и регионов. В задачи экоаудита здесь также входит анализ и оценка имеющихся возможностей решения приоритетных проблем, разработка общих рекомендаций и предложений. К данному виду могут относиться программы экоаудита по разработке и обоснованию вариантов экологической стратегии и политики развития крупных предприятий, производственных комплексов, отдельных территорий и регионов, а также программ, проводимых в целях развития территориального или производственного экологического образования и просвещения.
- Полные комплексные программы экоаудита. Цель программ заключается в достаточном информационном обеспечении деятельности по экологическому контролю и управлению, включая разработку соответствующих адресных детализированных рекомендаций. В качестве примера можно привести программы, в чьи задачи могла бы входить разработка исходных данных для формирования и развития территориальных систем мониторинга источников воздействия на среду, отходов и т.д. Программы экологического аудита можно классифицировать и в зависимости от того, кто является их заказчиком — сам аудируемый субъект или внешний заказчик, а также в зависимости от того, привлекается ли для аудита третья сторона, например аудиторская фирма, или экологический аудит проводится внутренними силами.
Другое по теме
Особенности переработки твердых коммунальных отходов
В процессе производства образуется большое количество
отходов, которые при соответствующей обработке могут быть вновь использованы
как сырье для производства промышленной продукции. В будуще ...
Экономика природопользования очищение газового потока
Одной из важнейших проблем в природоохранной деятельности
является защита атмосферы от загрязнений, которые в значительных масштабах
выбрасываются промышленностью, энергетическими производст ...