Экологический контроль и экологическая экспертиза
Разработка нормативов качества окружающей среды осуществляется в соответствии с общепринятой классификацией основных элементов среды (гидросфера, атмосфера, почвы, флора и т.д.). Этому же принципу следует и разработка ГОСТов по охране природы. Наибольшее число ГОСТов относится к гидросфере (более 20). В них зафиксированы основные термины и определения, классификация водных объектов и способов водопользования, показатели состояния водной среды и правил контроля качества воды, требования к охране поверхностных и подземных вод от различных факторов хозяйственной деятельности, требования к зонам рекреации водных объектов и т.д.
По такой же схеме составляют экологические стандарты для атмосферы и почвы. Существует также группа стандартов, регулирующих вопросы землепользования и рекультивации земель. Малоразработанными остаются стандарты для флоры, и практически нет стандартов, в которых бы были отражены природные комплексы и комплексное природопользование.
В целом можно сказать, что институт стандартизации в сфере природопользования проходит стадию становления. Его дальнейшее развитие подталкивается потребностями в проведении более тщательных экологических экспертиз. Трудности таких экспертиз во многом обусловлены отсутствием развитой системы экологических стандартов.
Содержание экологического контроля в предпринимательской сфере сводится к проверке соблюдения хозяйствующими субъектами (физическими и юридическими лицами) требований экологического законодательства, нормы которого призваны обеспечить благоприятную для здоровья и жизни обстановку, экологическую безопасность и рациональное использование природных ресурсов.
Выделяют три вида экологического контроля - информационный, предупредительный и карательный. Информационный контроль, как правило, предшествует двум другим и сводится к сбору информации для принятия предупредительных и властно-пресекательных действий. Предупредительный контроль проводится в целях предотвращения последствий нарушения требований экологического законодательства. Карательный контроль выражается в применении мер государственного принуждения к нарушителям.
Организационную основу системы экологического контроля составляет специальная служба экологического наблюдения и контроля за выполнением предприятиями обязательных мероприятий по охране окружающей природной среды. Экологический контроль может осуществляться как централизованно, так и на ведомственном уровне. С распадом СССР ведомственный контроль резко пошел на убыль.
Еще одной формой экологического контроля является экологическая экспертиза.
Экологическая экспертиза рассматривается как установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и на человека. С данной позиции экологическая экспертиза выступает как гарантия права человека на благоприятную окружающую среду.
Представители органов, осуществляющих экологический контроль предпринимательской деятельности, имеют право посещать подконтрольные объекты и знакомиться с их документацией; требовать устранения установленных недостатков, проведения профилактических мероприятий, приостанавливать или прекращать производство и совершать другие действия в соответствии со ст.70 Закона РФ от 19 декабря 1991 года "Об охране окружающей природной среды".
Положительное решение экологической экспертизы представляет собой необходимую предпосылку начала любой не запрещенной законом предпринимательской деятельности. Выводы экологической экспертизы обладают силой надведомственного нормативного акта и обязательны к исполнению. Начало хозяйственной деятельности без положительного заключения экологической экспертизы, как и осуществление намеченной хозяйственной деятельности, не соответствующей документации, на основании которой было получено положительное решение экологической экспертизы, является нарушением требований экологического законодательства и преследуется по закону.
Действенной юридической гарантией соблюдения на практике данной нормы стало наделение федерального органа, специально уполномоченного в области экологической экспертизы (Министерство природных ресурсов), правом направлять в банковские организации представления о приостановлении (прекращении) финансирования, кредитования и других финансовых операций в отношении объектов экологической экспертизы, не получивших положительного заключения экспертной комиссии (ст.7 Федерального закона "Об экологической экспертизе"). Серьезными правонарушениями являются недобросовестная экспертиза, фальсификация ее результатов, давление на членов экспертной комиссии с целью получения положительного заключения. Статья 30 Федерального закона "Об экологической экспертизе" содержит бланкетную норму, указывающую, что за подобные правонарушения виновные привлекаются к административной или уголовной ответственности.[5]
Другое по теме
Организация питьевого водоснабжения в городах РФ и его роль в состоянии здоровья населения
Несомненно, главную роль в жизни каждого человека играет вода.
Не один человек не может обойтись без воды, так как организм
человека на 90% состоит из воды, поэтому к воде должны быть пред ...
Экономико-правовой статус отходов как вторичного сырья
Тема работы "Экономико-правовой
статус отходов как вторичного сырья".
Принадлежность накопленных
на предприятиях отходов производства к категории вторичных ресурсов
актуализиру ...