Становление, развитие и перспективы рынка прав на вредные выбросы парниковых газов
Рынок прав на вредные выбросы парниковых газов представляет собой наиболее очевидный результат ранних регуляторных реформ, направленных на смягчение последствий изменений климата. Прототипом современного рынка прав на вредные выбросы парниковых газов является ряд частных и государственных инициатив по сокращению выбросов загрязняющих веществ с целью способствования устойчивому развитию, которые были выдвинуты еще в середине 80-х годов прошлого века. Основная их цель заключалась в создании эмпирической базы международного уровня для оценки потенциала запроектированных сокращений выбросов на добровольной основе.
В конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века США инициировали довольно успешные программы по сокращению выбросов диоксида серы и закиси азота (программа "Кислотные дожди"), хлорфторуглерода, а также внедрили регулирование уровня свинцовых примесей в бензине. В 1990 г. США положили начало пилотной инициативе по совместному осуществлению (СО), содержание которой заключалась в инвестировании довольно широкого круга проектов по сокращению выбросов в странах Латинской Америки, в Южной Африке и даже в России. Опыт, полученный в результате осуществления этой программы, показывает необходимость формулирования четких целей и процедур развития проектного финансирования, а также констатирует высокие трансакционные издержки.
Дальнейшим важным этапом в формировании рынка прав на вредные выбросы парниковых газов являются так называемые "Меры, осуществляемые совместно" (МОС), концепция которых также была предложена США и принята на Конференции сторон в 1995 г. в Берлине. В соответствии с МОС, страны Приложения 1 к Рамочной Конвенции ООН по изменению климата (РКИК ООН) имели право внедрять проекты по сокращению выбросов в других странах, в том числе развивающихся. Самую большую активность в реализации указанных Мер, распространявшихся в основном на проекты по возобновляемой энергетике, энергоэффективности, а также проекты в сфере лесоводства и сельского хозяйства, проявили США, Канада, Япония, некоторые Скандинавские страны, Германия, страны Центральной и Восточной Европы, а также Украина и Россия.
Характерно, что инициатива МОС возникла как своего рода ответ на недовольство моделью механизма совместного внедрения со стороны группы стран G-77. Развивающиеся страны мотивировали свою оппозицию тем фактом, что этот механизм не будет учитывать реальные источники выбросов и начнет требовать перераспределения дешевых возможностей по сокращению выбросов в пользу индустриально развитых стран. Таким образом, внедрение МОС не имело целью генерацию, накопление или передачу углеродных кредитов, а было направлено, главным образом, на осуществление проектов совместного осуществления (СО) и механизма чистого развития (МЧР).
Реализация данной программы в течение 1995-2000 гг. выдвинула на повестку дня вопросы оценки базового уровня проекта, создания действенной институциональной инфраструктуры, а также распределения полученных сокращений и длительности осуществления проекта. В настоящее время "Меры, осуществляемые совместно" получили название "ранние" или принятые до 2008 г., результатом которых является генерация одноименных кредитов. Правительства Украины, Болгарии, Румынии и Чехии позволили использование "ранних" кредитов в течение 2008-2012 гг., но только как единиц установленного количества выбросов (то есть не единиц сокращения, как в случае с проектами СО) при осуществлении операций по торговле квотами.
Другое по теме
Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
В начале ХХI века конфликт между деятельностью человека и
возможностями природы привел нагрузку на биосферу к критическому пределу. По
мнению ученых, если в ближайшие десятилетия не принять ...
Стандартизация и экология
Нынешнюю экологическую
ситуацию в Украине можно охарактеризовать как кризисную, которая формировалась
в течение длительного периода из-за того, что пренебрегались объективные законы
развити ...