Экономические последствия строительства и эксплуатации водохранилищ
Для снижения негативного воздействия проектируемого объекта определяется характер и степень влияния каждого фактора (из числа рассмотренных в предыдущих главах) на условия формирования рыбных запасов водного объекта с учетом их состояния на момент проектирования.
На основе этого назначается состав и объем необходимых рыбоохранных или восстановительных мероприятий.
В случае невозможности предотвращения негативного воздействия на рыбные запасы разрабатывается рыбоводно-биологическое обоснование по определению размера ущерба и направлению компенсационных мероприятий.
При проектировании и строительстве гидротехнических сооружений одновременно проектируют мероприятия по рыбохозяйственному освоению будущего водохранилища.
Научные и проектные работы по рыбохозяйственным мероприятиям выполняют специализированные проектные организации.
Представляемая на рассмотрение и согласование органам Главрыбвода РФ проектная документация на строительство гидротехнических сооружений должна содержать:
· предложения по организации и срокам работ в акватории рыбохозяйственных водоемов, исходя из необходимости соблюдения условий для сохранения и воспроизводства рыбных запасов;
· расчеты возможного ущерба рыбным запасам при строительстве и эксплуатации гидротехнических сооружений;
· перечень и состав компенсационных мероприятий, направленных на восстановление наносимого ущерба рыбному хозяйству.
Воздействие ГТС на судоходство
Зарегулирование стока и создание водохранилищ позволяют обеспечивать повышенные по сравнению с бытовым состоянием нормированные судоходные глубины. Тем самым достигается увеличение допустимой осадки судов, их грузоподъемности и грузооборота водотока как судоходного пути. Влияние гидроузла на ледотермический режим позволяет значительно удлинить навигационный период на замерзающих реках.
В период строительства гидроузла при сужении русла перемычками, при перекрытии русла нарушение гидравлического режима реки может отрицательно сказаться на условиях навигации. При проектировании условий пропуска строительных расходов через створ гидроузла необходимо учитывать требования, обеспечивающие безаварийность судовождения в районе строящихся сооружений: скорости потока и искривление течения по оси судового хода не должны превышать допустимых значений. Необходимо также учитывать переотложение наносов, вымываемых водным потоком из суженного перемычками русла и осаждающихся ниже створа строящихся сооружений нередко с образованием мели или бара (переката), которые затрудняют судоходство вследствие уменьшения глубин.
Гидравлический режим зарегулированных судоходных рек должен обеспечивать:
· соблюдение минимальных судоходных попусков, обеспечивающих гарантированные (нормированные) глубины; особенно это важно в меженный период в нижних бьефах гидроэлектростанций, осуществляющих суточное регулирование мощности;
· соблюдение требований скоростного и уровенного режима при интенсивном суточном регулировании: скорости перемещения волн попуска и их крутизна не должны создавать аварийных ситуаций, особенно для маломерных судов.
Вследствие русловых переформирований в бьефах гидроузлов возможны изменения условий судоходства на трассе судового хода. В верхних бьефах это особенно ощутимо в зоне выклинивания подпора водохранилища, где в результате регрессивной аккумуляции наносов может происходить образование переката или дельты с глубинами недостаточными для прохождения судов. Обеспечение судоходства здесь возможно путем проведения дноуглубительных работ:
Другое по теме
Агроэкологический мониторинг
Агроэкологический мониторинг является важной
составляющей общей системы мониторинга и представляет собой общегосударственную
систему наблюдений и контроля за состоянием и уровнем загрязнения ...
Экономика и планирование природопользования
Научная дисциплина экономика занимается изучением процессов
управления хозяйством в материальном производстве и непроизводственной сфере.
Целью такого изучения является познание и использова ...