Функции социально-культурной деятельности и роль природоохранной функции в системе социально-культурной деятельности
В самом деле, первозданных земель, не затронутых деятельностью человека, осталось немного. Окружающая нас среда все больше становится культурной средой. Она создана человеком, который запечатлел в ней свой гений, свои трудовые усилия, свои ценности. Это преобразование продолжается в наши дни ускоренным темпом. Его общим направлением является все большее освоение среды, привнесение в нее искусственного. Этот процесс невозможно остановить, но и нельзя допустить, чтобы он шел стихийно. [4, C.48-49] Для этого обществу необходимы социальные регуляторы в лице правительства. А политические структуры, в свою очередь, должны вплотную заняться вопросами доработки и совершенствования научно-методической практики в сфере социально-культурной деятельности.
Итак, развитие и охрана окружающей среды – это преобразование ее на благо человека с сохранением ее природных богатств, что предусматривает как рациональное хозяйственное использование среды, так и сохранение природы как друга и спутника человека.
На основе анализа большого числа теоретических источников, необходимо отметить, что природоохранная функция социально-культурной деятельности основывается на системе экологических наук. В числе важнейших и имеющих непосредственное отношение к этой функции можно выделить: теорию эколого-экономического развития, экологию культуры и социальную экологию (экологию человека).
В настоящее время в научных публикациях, документах национального и международного характера часто встречается тезис о необходимости сочетать развитие и сохранение природных богатств нашей планеты. В их основе – экономический рост и поддержание экономических ресурсов на высоком уровне.
Лидеры мировой политики и авторитетные представители научных и общественных кругов сходятся во мнении, что предотвращение экологического кризиса является наиважнейшей проблемой экономики, центральной политической идеей. Фундаментальное значение в разрешении указанной проблемы имеет разработка теории эколого-экономического равновесия и развития общества. Мировая практика показывает, что обострение экологической ситуации воздействует на все стороны жизни людей – физиологическую, социально-экономическую, духовно-нравственную.
Юридическое начало новому подходу к решению экологических проблем в нашей стране положено Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», принятым в марте 1992 г., где в качестве научного принципа провозглашено научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов. Необходимой предпосылкой и обязательным условием осуществления этого принципа является гуманистическая нацеленность общественного развития, где происходят стремительные изменения, требующие осознания качественно новой фазы взаимодействия общества и природы, фазы коэволюции, т.е. разумного сосуществования и соразвития человека и природы. [9, C.278]
Необходимо учесть, что эколого-экономические междисциплинарные исследования и проекты могут оказаться тщетными, если на всех уровнях управления обществом не осознавать, что первоосновой экологических катаклизмов является недооценка воспитания экологической культуры. Этот пробел общественного сознания в России требует системного восполнения, принимая во внимание, что экологическая культура и общественный интеллект неотделимы друг от друга и невозможны без первостепенного внимания к ним со стороны государства и выделения их в качестве приоритетов социально-культурной политики. [9, C.289]
Человек живет в определенной окружающей среде. Целительная сила природы хорошо известна, ведь она, помимо того, что является нашей средой обитания, дает возможность эстетического и нравственного отдыха. Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим.
Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда необходима для его духовной, нравственной жизни, «духовной оседлости», для его нравственной самодисциплины и социальности. [26, C.8]
Другое по теме
Стандартизация и экология
Нынешнюю экологическую
ситуацию в Украине можно охарактеризовать как кризисную, которая формировалась
в течение длительного периода из-за того, что пренебрегались объективные законы
развити ...
Модернизация системы водоотведения и очистка бытовых сточных вод в сельском поселении Гжельское на примере работы МУП Раменского района Гжельское ПТО КХ
Уровень обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами (ЖКУ) – один
из самых важных показателей качества жизни на территории муниципального
образования [1].
Управление жилищно-комм ...