Охрана земель как объекта природной среды
Вместе с тем, через незавершённость земельного законодательства и отсутствие научного и финансового обеспечения не осуществлено разграничение земель государственной и коммунальной собственности (9,7%), не завершено установление пределов населенных пунктов (64,3%) и земель естественно заповедного, оздоровительного и рекреационного назначения (35%), остаются неблагоустроенными земли особенного режима использования — обороны (15%) и под разведанными общегосударственного значения полезными ископаемыми (5%), особенно ценные земли – науки (7%).
Недостаточно урегулированная законом продажа минеральных удобрений и агрохимикатов повлекла ввоз в страну ядохимикатов иностранного производства, что может привести к закупке их у тех производителей, продукция которых запрещена для использования по экологическим причинам.
Значительные площади сельскохозяйственных угодий расположены вдоль дорог с интенсивным движением машин и загрязняются тяжелыми металлами.
Следовательно, решение проблемы охраны земли в современных условиях является очень неотложными.
Вопрос сохранения и охраны земли занимают главное место в законодательстве Украины, которое учитывает специфику земель как средства производства и условия жизнедеятельности людей, объективную ограниченность земли в пространстве, неизменность ее расположение, неразрывную связь с природной средой.
Статья 14 Конституции предусматривает, что земля является основным национальным богатством, которое находится под особой охраной государства. Такое конституционное положение является основанием для правовой охраны земли как основного элемента окружающей природной среды. Правовая охрана земель предусматривает систему правовых средств, с помощью которых осуществляются мероприятия по восстановлению, поддержанию и улучшению качественного состояния земель. Эта охрана направлена прежде всего на обеспечение рационального использования земли, восстановление, сохранение и повышение плодородия почв, улучшение других полезных свойств земли. Кроме того, она имеет целью обеспечения защиты земель от негативного влияния антропогенной деятельности (порчи, загрязнения) и вредных природных процессов (ветровая, водная эрозия.
Правовому регулированию охраны земель посвящен Закон Украины общего характера - «Об охране окружающей природной среды» и ряд специальных законов по использованию, охране и воспроизводству отдельных природных ресурсов - Земельный кодекс, Кодекс о недрах, Лесной кодекс, Водный кодекс. Каждый из этих законов, наряду с положениями о регулировании отношений по использованию природных ресурсов, содержит отдельные разделы с их охраны и воспроизводства. В связи с тем, что все эти природные ресурсы являются разной формой целевого использования земли (в том числе и сельскохозяйственного), они составляют часть единого земельного фонда, и, таким образом, вопрос сохранения отдельных природных ресурсов так или иначе связано с охраной и использованием земли.
Закон, охраняя землю, закрепляет в правовых нормах определенные требования, которые необходимо учитывать всем землевладельцам и землепользователям, осуществляющих мероприятия производственно-хозяйственного, экономичного или научного характера. Прежде всего это проявляется в наличии их обязательств (Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельный кодекс, «Об аренде земли»). Земельный кодекс, как главный закон, регулирующий земельные отношения, содержит раздел, посвященный охране земель.
Другое по теме
Естественное и искусственное загрязнение природных вод промышленностью и сельским хозяйством
Загрязнение поверхностных вод началось в центральной
России еще в XVI в., когда начали удобрять поля навозом. С тех пор в
центральных районах страны основным загрязнителем вод было сельское ...
Экологический аудит обращения с отходами в филиале ОАО ТГК №9 Воркутинская ТЭЦ-2
Основой развития любого
региона или отрасли экономики является энергетика. Темпы роста производства,
его технический уровень, производительность труда, а в конечном итоге уровень
жизни люде ...