Транспорт отходов
Широкий, постоянно возрастающий ассортимент опасных отходов производства ставит пред руководящими органами задачу обезвреживания, утилизации либо переработки этих отходов. Основная трудность при этом состоит в том, что отходы, как правило, приходится перевозить. Риск, связанный с хранением, перегрузкой, транспортировкой опасных веществ велик.
На первое место выдвигаются вопросы обеспечения безопасности людей имеющих отношение к транспортировке опасных отходов, а также людей, которые могут оказаться (и пострадать) в случае возникновения аварийных ситуаций. Важное значение имеет также экологический аспект перевозки опасных и токсических веществ. Воздействие опасных веществ, перевозимых различными видами транспорта, на окружающую среду может вызвать необратимые изменения (вплоть до гибели) флоры и фауны.
Может возникнуть вопрос: "Что будет, если при транспортировании опасных отходов, несмотря на все принятые меры предосторожности, всё-таки возникнет аварийная ситуация с розливом (россыпью) отходов?" В соответствии со статьёй 28 "Виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами" (ФЗ № 89 "Об отходах производства и потребления"): "Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РФ, 1996):
Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, - наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
Следует отметить, что единых требований по перевозке опасных отходов по территории России на сегодняшний день нет. Принятые законы, касающиеся обращения с опасными отходами не имеют чёткого алгоритма действия и регламентации перевозки опасных отходов. Так, в 16 статье ("Требования к транспортированию опасных отходов") Федерального закона № 89 "Об отходах производства и потребления" 1998 года отмечается, что, транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях:
наличие паспорта опасных отходов;
наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;
наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Если обратиться к ранее вышедшим (но ещё действующим) санитарным правилам от 29 декабря 1984 года "Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов", то в пункте 2.5.1. мы прочитаем, что: "транспортировка промышленных отходов производится транспортом ... в соответствии с "Инструкцией о порядке перевозки опасных грузов автомобильным транспортом", утвержденной приказом МВД СССР № 371 от 20 ноября 1980 года."
Таким образом, во время транспортировки, опасные отходы попадают в категорию "ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ". Поэтому все нормативные документы, регламентирующие правила перевозки опасных грузов распространяются на "ОПАСНЫЕ ОТХОДЫ".
Для предотвращения возможного ущерба от перевозок опасных грузов, необходимо решить ряд задач:
Организовать перевозочный процесс (мероприятия по техническому оснащению перевозок - подвижной состав, тара и средства погрузочно-разгрузочных работ; безопасное движение по маршруту, обучение обслуживающего персонала)
Регламентация перевозок - разработка единых норм и правил перевозки опасных грузов, для осуществления их стандартизации и унификации.
Управление перевозками: маршрутизация, подбор подвижного состава, обеспечение информации об опасности, специализация подразделений по перевозке опасных грузов.
Предусмотреть меры по ликвидации последствий аварии это позволит эффективно осуществлять мероприятия по тушению пожаров, дегазации, дезинфекции, первой медицинской помощи, эвакуации населения и пр.
- Общие требования
- Требования к транспортировке отдельных видов опасных отходов
- Условия транспортировки опасных отходов автомобильным транспортом
- Условия транспортировки опасных отходов железнодорожным транспортом
- Условия транспортировки опасных отходов водным транспортом
- Условия транспортировки опасных отходов воздушным транспортом
- Санитарно-эпидемиологический контроль
- Производственный контроль
- Гигиеническое обучение
- Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Другое по теме
Переработка радиоактивных отходов. Влияние на человека
Явление радиоактивности было
открыто в 1896 году французским ученым Анри
Беккерелем, В настоящее время оно широко используется в
науке, технике, медицине, промышленности. Радиактивные элеме ...
Экология настоящего дня
Современное определение понятия экология имеет более широкое значение,
чем в первые десятилетия развития этой науки. Классическое определение
экологии: наука, изучающая взаимоотношения живой ...