Предпосылки возникновения и содержание проблемы
* Рассчитано поданным Госкомстата Украины. ** За 2003 г.
На такой почве возникают попытки отчуждения у предприятий наиболее ресурсно ценных отходов, получения в обход предприятий лицензий на опытно-промышленную и промышленную эксплуатацию объектов накопления этих отходов, спекулятивного предоставления им статуса техногенных месторождений, а также другие конфликтные ситуации или, наоборот, торможение соответствующих процессов.
В свое время (начиная с 2000 г.) наибольший общественный резонанс получило решение вопроса собственности на ресурсно ценные отходы завода "Днепр-спецсталь" в Запорожье (Балка Средняя), по поводу чего понадобилось даже вмешательство Правительства.
Одним из последних (2009 г.) примеров таких конфликтов являются противоречия, возникшие вокруг определения права собственности на отходы ОАО "Криворожсталь". Предмет спора - железосодержащие шламы металлургического (агломерационного, доменного и сталеплавильного) производства, накопленные на территории этого предприятия. В состав материальных активов, отраженных на балансе общества к моменту его корпоратизации, указанные отходы включены не были и в уставный фонд (в собственность) предприятия не передавались. Согласно Закону Украины "Об отходах" (ст. 10), в случае приватизации предприятия право собственности на отходы переходит к новым собственникам. Но эта норма касается именно отходов, а не вторичных продуктов (ресурсов), которыми эти отходы являются по сути. В частности, для них существуют и уже внедрены технологии утилизации. Таким образом, в зависимости от того, то ли это собственно отходы, то ли вторичное металлургическое сырье, может решаться вопрос собственности на объекты их накопления - в пользу государства или ОАО "Криворожсталь". Правовая коллизия очевидна. Предлагается провести соответствующую экспертизу и т. п., но ведь вопрос следует ставить в контексте не разового разрешения конфликтной ситуации, а ее системного урегулирования.
Законом Украины "Об отходах" достаточно четко определена процедура перехода права собственности на отходы при приватизации государственных предприятий. В частности, установлено, что предприятия, на которых образуются отходы, являются одновременно их собственниками. Не так однозначно стоит вопрос относительно отходов в качестве вторичного сырья (вторичных материальных ресурсов). Действующие нормативные акты (прежде всего, Закон Украины "Об отходах" (ст. 10) и Кодекс Украины о недрах (ст. 5 и 42)) содержат в этом отношении противоречивые нормы: с одной стороны, предприятия, на которых образуются отходы, признаются их собственниками и несут полную ответственность за безопасное обращение с ними, а с другой - при установлении ресурсной ценности отходов и предоставлении их накоплениям статуса техногенных месторождений полезных ископаемых они входят в Государственный фонд недр и тем самым попадают под контроль государства. Кроме того, не определен четко статус "исторических" свалок прошлых лет, эксплуатация которых завершена.
Другое по теме
Стандартизация и экология
Нынешнюю экологическую
ситуацию в Украине можно охарактеризовать как кризисную, которая формировалась
в течение длительного периода из-за того, что пренебрегались объективные законы
развити ...
Стандартизация и климат на планете
Сегодня мир стоит перед лицом
серьезной проблемы. Увеличение эмиссии парниковых газов приводит к повышению
средней температуры на Земле. Прогнозируется кардинальное изменение климата, и,
по ...