Программно-целевой подход к обеспечению эколого-экономической безопасности региона
Многообразие экологических проблем, значительные масштабы их проявления, сложности решения этих проблем, обусловленная природным своеобразием региона и коренными социально-экономическими преобразованиями, происходящими в последние годы, требуют скоординированных действий направленных на стабилизацию и улучшение экологической обстановки. Решению этой задачи во многом может способствовать создание единой Концепции эколого-экономической безопасности региона.
Программно-целевой метод хозяйственного и территориального управления служит одним из важных средств активною влияния государства на социально-экономическое развитие проблемных регионов – депрессивных, слаборазвитых, осваиваемых, а также и промышленно развитых, позволяя успешно решать как текущие, так и стратегические задачи.
Главным нормативным документом регионального программирования является «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация». При разработке прогнозов и программ социально-экономического развития, подготовке нормативных правовых актов, принятии хозяйственных и иных решений необходимо также учитывать положения «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».
Все программы задействованы на решение насущных задач регионального развития.
В настоящее время в РФ основным инструментом государственного управления природными ресурсами и экологической безопасностью являются федеральные целевые программы, которые представляются в правительство министерством природных ресурсов РФ, совместно с другими заинтересованными ведомствами.
Что касается принятых и реализуемых в России федеральных экологических программ, то анализ их содержания позволяет сделать следующие основные выводы.
Велик удельный вес программ, посвященных решению экологических проблем защите населения в экологически неблагополучных районах РФ, т.е. направленных не на предупреждение нарушения природного равновесия и обострение экологической ситуации, а на нейтрализацию последствий нанесенного экологического ущерба.
Явно недостаточно экологических программ инновационного характера, нацеленных на разработку и внедрение принципиально новых технико-технологических приемов охраны окружающей среды. В конечном счете все это препятствует целенаправленному проведению мер по предотвращению загрязнения среды.
В контексте применения программно-целевою метода основным плановым документом выступает целевая комплексная программа, которая содержит указанный по времени, ресурсам и исполнителям комплекс мероприятий и направлений действий для достижения поставленных целей развития. Целевая комплексная программа должна представлять собой основной методологический документ, на базе которого проводится практическое осуществление целей развития и обеспечения безопасности региона во всех ее аспектах, включающий следующие основные разделы.
Главная цель такой целевой программы (ЦП) – разработка взаимосвязанной системы программных мероприятий. обеспечивающих решение поставленных задач в соответствующей области.
Достижение главной цели программы, а именно улучшение состояния окружающей природной среды и ослабление влияния факторов загрязнения окружающей среды на здоровье населения осуществляется путем совершенствования существующей системы управления охраной окружающей среды и природопользованием.
Инструментом реализации экологической политики в регионе должна слать целевая комплексная программа безопасного развития региона. Предпосылки для разработки программы в кратчайшие сроки имеются, поскольку практически в каждом субъекте Южного федерального округа существует практика подготовки экологических программ.
В социальных и экологических программах применяются характеристики качественных изменений в результате осуществления программных мероприятий – увеличение продолжительности жизни, улучшение структуры питания, оздоровление окружающей среды и т.д.
К числу основных недостатков организационного и методического характера практики разработки и особенно реализации региональных программ следует отнести:
Другое по теме
Влияние мусоросжигательных заводов на окружающую среду
Такое опасное производство, как мусоросжигательный завод
(далее МСЗ), не может, по чисто техническим причинам, быть безотходным. Выбросы
МСЗ охватывают все обычные для промпредприятий отходы ...
Закономерности самоочищения воды в водных объектах
Во все времена вода считалась бесценной влагой жизни. И хотя далеко
позади те годы, когда брать ее приходилось в речках, прудах, озерах и нести за
несколько километров к дому на коромыслах, ...