Анализ проведения водохозяйственных мероприятий в бассейнах рек Республики Башкортостан
Подразделяя показатели забора воды по бассейнам рек, следует показать, что основное количество потребляемой воды приходилось на бассейн реки Белой (805,14 млн. куб. м).
На основании краткого анализа показателей водопользования можно выявить, что основная нагрузка как по количеству, так и по качеству приходится на долю рек и озер республики. Так, объем общего сброса сточных вод в эти объекты по сравнению с суммарным использованием водных ресурсов, равным 922,4 млн. куб. м (из поверхностных и подземных источников) составила 67 %.
Следует подчеркнуть то, что, несмотря на проведение ряда мероприятий по оздоровлению и улучшению санитарного состояния рек, положение по основным речным бассейнам остается напряженным. Это обуславливает необходимость широкомасштабного проведения водоохранных мероприятий как в самих водных объектах, так и на их водосборах [2].
Необходимые параметры водоохранных мероприятий в пространственном и временном аспектах могут быть определены на основании проведения расчетов по оптимизации водопользования и водоохранных мероприятий в разрезе промышленных узлов, бассейнов рек и их участков. При этом эколого-экономические критерии должны учитывать такие важные признаки, как изменчивость рек во внутригодовом и многолетнем разрезах, показатели загрязненности природных вод и их изменчивости в пространстве, необходимые для популяций гидробионтов экологические расходы воды и объемы, приведенные затраты и экологическую эффективность природоохранных мероприятий.
Одним из важных принципов экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов является платность водопользования. В целях рационального использования водных ресурсов, повышения экономической ответственности водопользователей, а также образования средств финансирования охраны и воспроизводства водных ресурсов указом Президиума Верховного Совета республики Башкортостан в 1995 г. изменена система платного водопользования на территории республики.
Плательщиками за пользование поверхностными и подземными водными объектами являются предприятия, организации, учреждения, а также иностранные юридические лица и их филиалы независимо от форм собственности и организационно-правовых отношений: физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Кроме того, установлена плата за пользование водными объектами без изъятия воды в гидроэнергетике, добыче полезных ископаемых, производстве работ на водных объектах и др.
От платы за водопользование освобождены: население, колхозы, совхозы и ассоциации фермерских и крестьянских хозяйств, рыбоводческие хозяйства, садоводческие товарищества, а также организации и учреждения, полностью содержащиеся за счёт государственного бюджета (школы, больницы, поликлиники и др.)
Утверждены базовые нормативы платы за водопользование, которые ежеквартально индексируются с учётом коэффициента инфляции.
Установлены соответствующие повышающие коэффициенты за сверхлимитное водопотребление и безлицензионное водопользование.
Средства, поступающие за водопользование в местный бюджет, рекомендовано направлять на обустройство водоохранных зон, родников, очистку малых рек, выполнение других видов работ, связанных с охраной водных объектов и обеспечением населения качественной водой.
Другое по теме
Организация водоохранной деятельности
Атмосфера и тесно связанная с ней гидросфера составляют по массе незначительную часть нашей планеты. Однако их роль в развитии жизни на Земле и в деятельности человеческого общества чрезвычайно велика ...
Естественное и искусственное загрязнение природных вод промышленностью и сельским хозяйством
Загрязнение поверхностных вод началось в центральной
России еще в XVI в., когда начали удобрять поля навозом. С тех пор в
центральных районах страны основным загрязнителем вод было сельское ...