Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях человек – общество - природа
Экологическая этика состоит в утверждение того, что природа – наш общий дом, достояние всего человечества. Поддержание ее в благоприятном для жизнедеятельности состояния – обязанности всех людей вместе и каждого в отдельности.
Исходным понятием экологической этики является утверждение того, что всякая жизнь уникальна, неповторима и самоценна. Благоговение перед жизнью – основа нравственного поведение человека. Этичные отношения между людьми – необходимая предпосылка гуманного отношения человека к природе. Преобразующая деятельность каждого человека должна исходить из принципа: относись к природе так, как хочешь чтобы относились к тебе, разрушая природу, причиняешь ущерб себе и нашим потомкам. И поэтому мы все несем нравственную ответственность перед ними за сохранение многообразия и богатство природного мира как основы сбалансированных процессов в биосфере.
Человек обязан соблюдать этические правила, охраняющие как свою жизнь, так и любую другую. Наслаждение убийством, даже в форме игры, осуждается как тяжкое моральное преступление. Те люди, которые проводят эксперименты над животными или как – то иначе причиняют вред животным, никогда не должны успокаивать себя тем, что их жестокие действия преследуют благородные цели.
Свобода природа пользования ограничивается нравственными и правовыми нормами и естественными законами развития жизни на Земле. Игнорирование их ведет к деградации природы и человека, нарастанию социально – экономических трудностей, а в конечном счете – к гибели человечества и живой природы.
Человек всегда хочет быть чем – то большим и иным, чем он есть. Сознавая абсолютный идеал своей жизни, он возвышается тем самым над своей эмпирической природой, и это возвышение есть самое подлинное проявление человеческого бытия в мире. Настоящий человек стремится воевать со злом, организовывать нашу жизнь по-новому, делать настоящее добро. Но в который раз забывает, что для этого нужны прежде всего силы добра, умение их взращивать и копить в своей душе. Подлинный смысл жизни в утверждение в ней вечного и не преходящего.
К сожалению, в наше время огромный сонм митинговых ораторов и газетчиков так упорно и неистово проведут каждый свою правоту и добро, что души и проповедников, и доверчивых слушателей опустошаются до конца, и никто уже не знает, для чего живет, где справедливость и истина, почему злоба и вседозволенность, безнравственность и маразм, верша свой пир во всех человеческих делах, в том числе и экологических. Глубоко правы те, которые проповедуют: спасение человечества в духовном развитие и культуре, целевые и моральные установки которой направлены на защиту всего живого и интересов природы в целом.
Человеческое поведение – сложный динамический процесс диалектического развития отношения человека с окружающей его социальной и природной средой, сопровождающейся обоюдными изменениями взаимодействующих компонентов. Эта постоянно изменяющая среда служит по отношению к человеку источником факторов, непрерывно формирующих его субъективную сферу, его личностные качества. Она же непосредственно и опосредованно определяет его деятельность, ибо «предметы и явления внешнего мира выступают не только как объекты познания, но и как определенные побуждения к действию, мотивы». Однако это не в коем случае не обозначает, что внешний мир - единственный фактор, определяющий человеческую активность. «Все в психологии формирующейся личности так или иначе обусловлено внешне, но ничего в ее развитии не выводимо из внешних воздействий». Чтобы понять поведение человека, необходимо разбираться в содержание его внутреннего духовного мира как своеобразного приемника внешних воздействий и как источника непосредственных мотивов, побуждающих личность к определенным действиям.
Изучение психического облика личности, - писал Л.С.Рубинштейн, - включает три основных вопроса, на которых мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Этот вопрос о его направленности, об его установках и тенденциях, потребностях, интересах, идеалах. Но вслед за вопросом о том, чего хочет человек, естественно встает вопрос второй: а что он может? Этот вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности.
Однако способности – это сперва только возможности; для того чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно еще знать, что он есть, что из его тенденций и установок вошло у него в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере человека.
Другое по теме
Методы определения по спорам и пыльце климатических условий
Палинология - наука о пыльце. Это слово происходит от греческих palyno
- разбрасывать, разбрызгивать, похоже также на pale – тонкая
мука, пыль, порошок и logos- слово, учение. Палинология от ...
Оценка экологической обстановки в районах интенсивного пчеловодства
Продукты пчеловодства -
мёд, прополис, цветочная пыльца, маточное молочко занимают среди продуктов
питания особое положение. Они широко используются не только как пищевые
продукты, но и как ...