Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях человек – общество - природа
Чтобы сберечь природу, общество в целом должно иметь определенный уровень культуры, нравственности. Нравственность в отрыве от конкретных условий человеческого общества не существует. Это уже не нравственность, а обман, жонглирование абстрактными философскими понятиями. Обеспечение условий для здоровой жизни человека, сохранения всего многообразия растений и животных, восстановление природных, в том числе уникальных, ландшафтов, защита культурных и исторических ценностей от негативных антропогенных воздействий, т.е. обеспечение условий, в которых могла бы формироваться гармонично развитая личность, - процесс хоть и многотрудный, но нравственный. И напротив, специалистов, тем более руководителей производств, преследующих только ведомственные интересы, но не проникшихся необходимостью экологически грамотно организовать деятельность своих предприятий, следует с полным основанием обвинить в безнравственности.
Реальным гуманизм, понимание уникальности, неповторимости как природы, так и «рода человеческого» во многом зависит от глубины проникновения экологического знания в самые различные пласты человеческой культуры.
Экологическая культура имеет свои историю и традицию. Она представляет собой совокупность элементов культурного наследия, передающего от поколения к поколению и сохранившуюся в определенных социальных слоях общества в течение длительного времени, вводит прошлое в настоящее. В этом уникальном пласте концентрируется историческая память народа. Традициям народной культуры придают жизненную силу общечеловеческие ценности, значимость которых не меркнет в любые человеческие эпохи.
Особая роль в духовной жизни России всегда принадлежала крестьянской культуре, которая возникла в недрах народной жизни и впитала в себя весь многообразный опыт общения с природой и совместной жизнедеятельностью людей. Культура является собой не только отражением диалога с природой, но и с его историей. «Селянин шел к земле тогда, когда она его звала. Зов земли был постоянным, то более громким, нетерпеливым, то чуть слышным, спокойным, в зависимости от времени года и очередных полевых работ. Крестьянин умел его слушать, и это слушание наполняло его жизнь заботами и радостями, будило в нем творческое начало, поддерживало интерес к жизни».
Трудовая жизнь с землей всегда требовала творческого напряжения, будило интуицию, воспитывала эстетически и духовно. Сельская культура, закрепленная в сознание людей, овеществлялась предметами крестьянского быта и выражалась в системе человеческих взаимоотношений, предания, ритуалах. Массовое творчество происходило в устно – фольклорных формах. Наличие положительных черт в культурном крестьянском наследии признают многие исследователи, видя в нем наличие таких ценностей, как преданность земле, единение человека с природой, активные формы творчества и досуга. Разрушение цельности крестьянской культуры в результате вытеснение из жизни общества традиционных норм, обычаев грозит перерасти в глобальную проблему «экологической культуры». Для жизни человека важна среда, созданная культурой его предков и им самим.
Нормы экологического бытия. Основные права и обязанности человека определение в Общественном экологическом кодексе «Человек и Земля». В нормах экологического бытия записано:
1. Каждый человек имеет равные права с другими людьми на здоровую среду обитания и природные экологические ресурсы, необходимые для жизни и достойного существования.
2. Необратимое разрушение природной среды – аморальное деяние и преступление, нарушающее экологические права человека.
3. Будущее поколение людей имеют равные права с ныне живущими на здоровую природную среду. Каждый человек несет свою меру ответственности перед потомками за невосполнимый ущерб, причиненный Природе.
4. Каждый человек несет моральную ответственность за сохранения природной среды, сохранения Жизни на Земле и экологическое воспитание подрастающего поколения.
5. Каждый человек имеет право на экологический контроль и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмущение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
6. Решения, влияющие на состояние природной среды на какой – либо территории, не могут быть приняты без участия независимых экспертов и населения, проживающего на этой территории.
7. Защита конституционного права граждан на здоровую среду обитания – обязанность законодательных и исполнительных органов власти всех уровней и правозащитных организаций.
Экологические преступления против здоровья населения общественной нравственности уголовного наказуемы. В них конкретно указывают преступления, за которые лица привлекаются к уголовной ответственности. Это изготовление наркотических средств с целью сбыта, организация или содержание притонов для потребления наркотических средств, нарушение санитарно – эпидемиологических правил, сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей. Выпуск или продажа товаров, оказание услуг, не отвечающих за требованием безопасности. Причинение вреда здоровью людей под видом исполнения религиозных обрядов. Вовлечение и занятие проституцией. Организация или содержание притонов для занятий проституцией. Распространение порнографических материалов и предметов. Уничтожение или повреждение памятников истории или культуры. Надругательство над умершими и местами их захоронения. Жестокое обращение с животными.
Другое по теме
Безработица и занятость по федеральным округам РФ
Проблема занятости и
безработицы является одной из основных социально-экономических проблем современного
этапа развития российского общества.
Безработица влечет за
собой расточение в огр ...
Глобальное потепление миф или реальность
В данной работе я рассматриваю глобальное потепление и парниковый эффект,
как его составляющая. Цель работы – подробное рассмотрение влияния глобального
потепления на атмосферу и причины его ...