Вода чудо природы
Всё выше и выше поднимались они, всё холоднее и холоднее им становилось. Ведь на большой высоте всегда очень холодно. А вспомните, когда зимой в морозный денёк ребята бегут по двору – пар изо рта так клубами и валит! Это потому, что в тёплом воздухе, который мы выдыхаем, много влаги. На холоде мельчайшие невидимые частички воды соединяются, сливаются друг с другом, растут и становятся видимым паром. Так случилось и с капельками, которые с земли в небо уплыли. Высоко – высоко поднялись они и превратились в пар – туман. Над лесами, над полями заклубились огромные облака. Долго бились Ветер и Солнце, стараясь поднять белоснежные облака ещё выше. Солнце жарило и парило во всю, Ветер тоже так старался, что по всей земле пошла пыль столбом.
А бесчисленным капелькам только того и надо. Встретится в небе пылинка, поднятая ветром, - они скок на неё и поехали! Уцепится одна капля за пылинку, другая кричит: «Подвинься! Я тоже хочу прокатиться!» Слились маленькие капельки в одну большую, вырвалась она из облаков и на землю. А рядом миллионы точно таких же. Хлынул дождь. Рассердилось солнце.
- Как же так? – Говорит оно Ветру. – Я работаю – работаю, а что получилось? Нет, видно так у нас ничего не выйдет.
А Ветру очень понравилось гонять облако по небу да лепить из туч всякую всячину. Почесал он в затылке и говорит:
- Терпение, ваше солнечное сиятельство. Этот раз не вышло – другой раз получится. Начнём сначала. Только грей теперь леса. В зелёных листьях деревьев всегда много влаги, и находятся листья высоко над землёй, к тебе поближе. Высушишь листья и напьёшься.
Снова взялось Солнце за работу. Изо всех сил лес греет. Горячо листьям, засохли бы они, да спасибо, корни выручают: высасывают воду из-под земли и шлют её листьям. А листья эту влагу щедро отдают Солнцу. Только как Солнце ни греет лист, а нагреть не может: капельки, улетая, всё время охлаждают лист, забирая с собой немножечко тепла. Миллионы листьев в лесу, и каждый отдаёт немного влаги. Вот и опять поплыли по небу невидимые потоки, выросли из них пушистые облака. А Ветер подхватил их, понастроил из них башни и дворцы, понаделал зверей и птиц и очень был доволен. Но опять пошёл дождь и всё испортил.
Совсем рассердилось солнце, стало звать ветер.
- Где ты, - кричит. – Ветер?! Ветер как услыхал - шмыг и спрятался под пушистые облачные перины. Искало его солнце, искало - нигде нет. Наконец заглянуло к самому горизонту, заглянуло под облака. Ба! Вот оно где, голубчик! Хотело солнце сказать Ветру всё, что оно о нём думает, да не успело – закатилось.
С тех пор и повелось: поднимается солнце – пить то ему хочется – но и землю греть, воду к небу поднимать: а вдруг, мол, получится, вдруг удастся напиться!
Но к вечеру в страхе стихает и прячется. Солнце заглядывает под облака, ищет обманщика, сердится, краснеет, хочет крикнуть да не может - горло совсем пересохло. И со злости закатывается. А вода поднятая в небе в виде пара, из туч возвращается назад, обернувшись летним дождём или зимним снежком. (Беседа о прочитанном по заданным вопросам)
Звучит музыка А.Живцова «Летний дождь», входит Вода (можно взять на роль Воды ученицу старших классов) и говорит:
- Здравствуйте ребята! А вот и я –
Вездесущая вода.
В морях и реках обитаю,
Но часто по небу летаю
А как наскучит мне летать,
На землю падаю опять.
Вода проводит с детьми беседу о том, где она встречается, а потом берёт счёты и говорит: «Итак, каковы же мои запасы на земле? Они составляют: 1,4млрд. куб. м. Из них:
- на моря и океаны приходится 1,3 млрд.куб.м (97,2%)
- в глубоких слоях суши, на глубинах свыше 80 м – 28,8 млн. куб. м;
- в почвах и поверхностных горных породах, в реках, озёрах, болотах – 4,17 куб. м (0,3%);
- в ледниках – 4,5 млн. куб. м (0,3%);
- в атмосфере – 0,12 куб. м (0,001%).
На пресную воду, которая так необходима для всего живого, приходится всего 2% от общих запасов воды». (Детям, соотношение воды, лучше показать на круговой диаграмме, где соотношение показано разными цветами).
А теперь ребята отгадайте кроссворд, используя загадки с ключевым словом «Осадки»
РОСА
СНЕГ
ТУМАН
ДОЖДЬ
КРУПА
ИНЕЙ
- Скажите, что ещё относится к осадкам? ( град, изморозь)
Другое по теме
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ЗАО НПК Мера
Основным видом деятельности предприятия является
научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области
приборостроения. Предприятие располагает станочным парком в количестве ...
Озоновая защита живого проблема сохранения и возможность восстановления
Газообразный озон, открытый в середине прошлого века, долгое время
привлекал внимание ученых лишь своими уникальными химическими и физическими
свойствами. Интерес к озону существенно возрос, ...