Россия в Киотском протоколе
Оценка возможных затрат России на приобретение квот за рубежом базируется на:
- оценке потребностей России в квотах внешнего происхождения в соответствии с базовыми сценариями выбросов парниковых газов в стране;
- имеющихся прогнозах повышения цен на квоты (средний прогнозируемый уровень на 2010 год - 8-10 евро за 1 т СО2-эквивалента).
В соответствии с описанными сценариями выбросов парниковых газов затраты России на выполнение обязательств по Киотскому протоколу могут составить до 2020 г.:
- по первому сценарию: 160 млрд. евро;
- по второму сценарию: 100 млрд. евро;
- по третьему сценарию расходы начинаются после 2022 г.
Затраты России можно уменьшить за счет реализации проектов сокращения выбросов на российских предприятиях (цена единицы сокращения в которых существенно ниже мировых и оценивается на уровне 3 евро за 1 т СО2-эквивалента). Такая тактика позволит снизить расходы России до 30 млрд. Приемлемость подобных расходов для России руководству страны предлагается оценить самостоятельно.
Доминирование Евросоюза в переговорном процессе по Киотскому протоколу позволило развивать его как инструмент технологического контроля и регулирования. В рамках механизма протокола формируется список «лучших имеющихся технологий», обеспечивающих снижения выбросов парниковых газов во всех отраслях и производствах. В основе их лежат прежде всего технологии стран ЕС, превратить которые в мировой стандарт помоет вступление в силу Киотского протокола.
Детальное знакомство с тактикой действий Евросоюза позволяет спрогнозировать следующий сценарий: «Киотские» технологические стандарты ЕС будут использованы для создания новых препятствий импорту энергоемкой продукции. Разумеется, эти препятствия будут созданы только в рамках ЕС; Киотский протокол необходим для придания им легитимности (в противном случае ЕС может попасть под удар как нарушитель правил ВТО).
Отсутствие каких-либо сведений о возможном отраслевом охвате такого рода барьеров, о предполагаемых процедурах и диапазоне санкций не позволяет точно оценить риски, задаваемые подобным сценарием российским экспортным отраслям промышленности. Но даже если учесть только металлургию. Возможный ущерб будет измеряться, миллиардами евро [4].
3 Некоторые выводы о России в Киотском протоколе
Разумный сценарий политики России в области Киотского протокола предполагает максимизацию выгод и устранение рисков. К мерам по максимизации выгод относятся все действия, направленные на:
- максимальное открытие рынка стран-инвесторов для квот внешнего происхождения, снятие любых ограничений на их импорт (даже с учетом их»связанности» проектными механизмами);
- увеличение доли России в планируемых странами-инвесторами закупках квот на увеличение закупках квот за рубежом в рамках соответствующих проектов.
К мерам по устранению рисков относятся все действия, направленные на снижение давления обязательств по Киотскому протоколу на Россию либо на отмену этих обязательств, в частности;
- исключение России из списка этих стран, несущих обязательства в рамках Протокола (согласно Приложению В к Протоколу и Приложения 1 к Рамочной конвенции ООН по изменению климата).
Засеет в выполнение Россией обязательств по Протоколу того сокращения выбросов, которое произошло в 1990-2008 гг., оцениваемого в 12-13 млрд т, сто позволит нашей стране значительную свободу маневра в будущем.
Другое по теме
Закономерности самоочищения воды в водных объектах
Во все времена вода считалась бесценной влагой жизни. И хотя далеко
позади те годы, когда брать ее приходилось в речках, прудах, озерах и нести за
несколько километров к дому на коромыслах, ...
Влияние мусоросжигательных заводов на окружающую среду
Такое опасное производство, как мусоросжигательный завод
(далее МСЗ), не может, по чисто техническим причинам, быть безотходным. Выбросы
МСЗ охватывают все обычные для промпредприятий отходы ...