Россия в Киотском протоколе
При разработке конкретных шагов следует учесть важнейшие внешние факторы, к которым относятся:
- позиция США, ведущих самостоятельные действия в области сокращения выбросов, но потенциально способных вернуться в Протокол при условии более реалистичных обязательств для США и более определенных условий активного участия развивающихся стран
- позиция Еврокомиссии (в частности, ее Директората по окружающей среде), характеризующаяся негибкостью, нежеланием считаться с интересами России, и в конечном счете провоцирующая долгосрочный конфликт между ЕС и Россией;
- позиция отдельных стран ЕС, не заинтересованных в подобном конфликте и готовых для сохранения отношений с Россией на некоторые уступки в переговорах относительно Киотского протокола.
В этой связи, разрабатывая тактику действий России на ближайший период следует:
А) предусмотреть серию двухсторонних консультаций с отдельными странами ЕС, Японией и Канадой по увеличению закупок квот в России в рамках проектных механизмов;
Б) начать консультации с США и Японией по возможным сценариям трансформации Киотского протокола, позволяющим учитывать возможности США и России, а также активное участие «третьего мира»; иные способы решения проблемы российских рисков (без привлечения союзников), на наш взгляд, не имеют серьезных шансов на успех;
В) провести консультации по этим же вопросам с европейскими странами «Большой Восьмерки», а также с Канадой, с дальнейшей возможной постановкой этой проблемы на намеченном саммите «большой Восьмерки»;
- использовать проработку вопроса в рамках «Большой Восьмерки» для ухода от открытого конфликта с ЕС, который вполне вероятен в ходе предстоящего в мае саммита «Россия - ЕС»;
- продолжать работу по формированию нормативной базы для проектов совместного осуществления в России, дающей возможность эффективно привлекать инвестиции для проектов энергоснабжения и повышения энергоэффективности на российских предприятиях.
Наконец, следует остановиться на координации всей этой работы. В большинстве развитых стран вопросы, связанные с изменением климата, курируются специально созданными правительственными рабочими группами, наделенными полномочиями функционального руководства по отношению министерствам и ведомствам. Таковы. В частности, Межведомственная группа по изменению климата в Германии, Межведомственная группа по парниковому эффекту при премьер-министре Франции и т.д. Аналогичные функции выполняла Межведомственная комиссия РФ по проблемам изменения климата (МВК РФ). После ее роспуска вопросы координации политики пов области климата, ведшейся и без того недостаточно активно (в том числе и из-за отсутствия у МВК РФ властных полномочий), оказываются организационно необеспеченными в целом.
Решение этого вопроса возможно путем создания новой структуры, аналогичной по своим задачам МВК РФ, но отличающейся от нее большей компактностью, оперативностью и большим объемом властных полномочий (без чего не возможны активные действия по защите российских интересов). Возможно даже сохранение прежнего названия, привычного нашим партнерам по переговорному процессу в рамках Киотского протокола; новизну для них должно представлять не название, а переговорная тактика, суть которой - в переходе от защиты России от навязываемых ей решений к выдвижению собственных альтернатив [4].
Другое по теме
Экологические проблемы стекольного производства
Стекло — вещество и материал, один из самых древних и, благодаря
разнообразию своих свойств, — универсальный в практике человека.
Физико-химически — неорганическое вещество, твёрдое тело, ст ...
Национальные парки и заповедники
Национальными парками объявляются территории, которые включают природные
комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую
ценность и предназначенные для использ ...