Теорема Коуза, Киотский протокол и экологические инвестиции для Украины
Например, с 1976 г. Агентство по охране окружающей природной среды США стимулирует торговлю правами на загрязнение воздуха. Тысячи подобных сделок заключались в рамках Акта о чистом воздухе. Сначала все они реализовывались внутри одной фирмы, теперь - между фирмами. Широкую поддержку эта концепция получила только после того, как значительное количество людей ознакомились с риском и выгодой от каждого ее элемента, и тогда администрация Дж. Буша-старшего вышла с предложением о расширении ее использования. Это предложение стало законом в ноябре 1990 г., когда был принят усовершенствованный Акт о чистом воздухе. Закон предусматривает торговлю правами на загрязнение воздуха не только в районах, где не выполнены локальные требования к качеству воздуха, но и в ситуациях, когда необходимо дальнейшее сокращение выбросов с целью снижения глобального загрязнения атмосферы (межрегиональный перенос выбросов). На Чикагской климатической бирже уже с 2003 г. активно ведется торговля правами на эмиссию вредных газов. Индустриальные компании, покупая дополнительные квоты, сокращают свои налоговые экологические выплаты. Такая торговля стала эффективной программой использования экономических методов для достижения природоохранных целей.
Но сможет ли отдельно взятая страна (даже такая мощная, как США) остановить глобальное потепление климата своими силами? Нет. Возможно, его удастся не допустить при помощи высоких налоговых взысканий или жестких административных методов? Тоже нет. Ведь если отдельно взятая страна введет какие-либо ограничения (скажем, нормативы выбросов парниковых газов) и эти ограничения не будут распространены на другие государства, то в этой стране внутренние издержки производства существенно возрастут по сравнению с ее зарубежными конкурентами. Утрата этой страной конкурентоспособности немедленно приведет к сокращению ее экспорта и неизбежному увеличению импорта (как более дешевого), что, в свою очередь, грозит ростом безработицы и падением уровня жизни ее населения. А поскольку многие товары, произведенные в промышленно развитых государствах, достаточно энергоемки (продукция металлургии, машиностроения, химической отрасли и др.), то рост цен на энергоносители и энергетические услуги, вызванный введением ограничений или налогов на выбросы парниковых газов, будет иметь вполне предсказуемые последствия.
Вот почему исчерпание ресурсов, измененные термический и водный режимы на планете требуют более масштабной, международной, концепции - системных затратных мер по минимизации этих последствий, существенной перестройке структуры промышленного производства, значительному финансированию работ по адаптации экономики к меняющимся климатическим условиям.
Уже первые шаги ученых, политиков и общественных активистов к недопущению возможного критического показателя глобального потепления климата вынудили их заключить международные соглашения - Рамочную конвенцию ООН по изменению климата (РКИК) (от 9 мая 1992 г.) и Киотский протокол к ней (о снижении темпов прироста выбросов парниковых газов в атмосферу, которое существенно меняет механизм функционирования мировой экономики). Киотский протокол был подписан 159 из 213 стран мира 11 августа 1997 г. в Киото (Япония) в дополнение к РКИК. Для вступления его в силу его должны были ратифицировать не менее 55 государств, на которые, по состоянию на 1990 г., приходилось не менее 55% указанных выбросов. Протокол устанавливает количественные обязательства по сокращению и ограничению выбросов 6 типов таких газов (двуокиси углерода, то есть углекислого газа, гексофторида, метана, гидрофторуглеводородов, пер-фторуглеводородов, закиси азота) на протяжении 2008-2012 гг. на 5,2% по сравнению с 1990 г., который является базовым в соответствующих расчетах. По теореме Коуза, первоначальное распределение прав не зависит от способности рынка достигать эффективного результата.
Положения Киотского протокола начали действовать только с 2005 г., когда он был ратифицирован Россией, дополнившей список стран, на которые приходится необходимых свыше 55% выбросов вредных газов. К концу 2008 г. под этим протоколом подписались все государства ЕС, Китай и Япония. Среди стран, реализующих киотские договоренности, нет крупнейшего мирового загрязнителя - США, где, по разным данным, выбрасывается от 20 до 37% общего объема парниковых газов. Почему администрация Дж. Буша в январе 2001 г. отозвала подпись Б. Клинтона под этим документом? Согласно расчетам американских экспертов, даже в самом легком варианте выполнение требований Киотского протокола приведет к сокращению ВВП США на 106 млрд. дол., что приблизительно равно 1% ВВП страны. По мнению американских чиновников, ратификация протокола "похоронит" экономику сверхдержавы. Обвинения в равнодушии к глобальным проблемам они отбрасывают, аргументируя это тем, что инвестируют 3,6 млрд. дол. как налоговые преференции тем предприятиям, которые работают в сфере альтернативной энергетики и над энергосберегающими технологиями. Еще 5,8 млрд. дол. из американского бюджета идут на борьбу с изменением климата.
Другое по теме
Переработка радиоактивных отходов. Влияние на человека
Явление радиоактивности было
открыто в 1896 году французским ученым Анри
Беккерелем, В настоящее время оно широко используется в
науке, технике, медицине, промышленности. Радиактивные элеме ...
Термическое обезвреживание (сжигание) сточных вод
Антропогенное
загрязнение окружающей среды в настоящее время уже не компенсируется полностью
процессами, происходящими в биосфере. В результате интенсивной деятельности
человека происходит ...