Теорема Коуза, Киотский протокол и экологические инвестиции для Украины
ВЫВОДЫ
На основе проведенного анализа можно сделать ряд выводов:
- недопущение загрязнения атмосферы за счет сохранения топлива не требует значительных затрат, а наоборот - приносит прибыль, поэтому энергосбережение может и должно быть предметом рыночных отношений в самых широких масштабах; это реальный путь к ослаблению зависимости от дорогостоящего импортного топлива;
- поскольку теорема Коуза утверждает, что отдельные экономические агенты имеют возможность самостоятельно решить вопросы, связанные с внешними эффектами, то собственником ЕСВ, полученных после реализации проектов СВ, должен стать непосредственно субъект хозяйствования - предприятие (это положение следует закрепить соответствующей законодательной нормой);
- назрела безотлагательная потребность в законодательном уточнении функций для каждого из участников процесса реализации Киотского протокола в Украине, а также в четком определении их прав и обязанностей;
- важным экономическим понятием, введенным Р. Коузом, являются "транзакционные издержки", которые, по его теореме, должны быть минимальными (но в настоящее время проектам СВ свойственны достаточно высокие транзакционные издержки - операционные издержки, связанные с необходимостью идентификации, рассмотрения и утверждения этих проектов, мониторинга и верификации их выполнения, сертификации ЕСВ, полученных в результате выполнения мер в рамках проектов, ведения переговоров между их участниками о распределении полученных ЕСВ; одни лишь агентские выплаты могут составлять пятую часть выручки продавца ЕСВ);
- в силу высокого уровня транзакционных издержек, а также того, что предприятия во время реализации проектов СВ берут на себя все финансовые риски, не следует облагать сокращенные выбросы никакими дополнительными налогами, акцизными или другими сборами (ведь, согласно теореме Коуза, если частные субъекты имеют возможность прийти к соглашению, не неся лишних расходов по распределению ресурсов, то рынок всегда снимает проблему внешних эффектов).
Продажа прав ОАО "Ивано-Франковскцемент" на вредные выбросы, обретенных в результате реализации проекта СВ, имеет определенную ценность для Украины с точки зрения опыта внедрения конкретного экономического механизма, который в дальнейшем может быть распространен также на решение других энергоэффективных и экологических проектов. В то же время это только первый шаг по формированию в Украине отечественного рынка экологических инвестиций. Время не ждет. Необходимо интенсивно двигаться по этому пути.
Другое по теме
Планирование развития системы ООПТ Лено-Амгинского междуречья в целях сохранения популяций диких копытных
Лено-Амгинское междуречье - уникальный регион, где широко распространен аласно-таежный комплекс растительности и развит ледовый комплекс, образованный мощными подземными жильными льдами. Лесистость ре ...
Экологические проблемы Южного Урала
Я выбрала тему «Экологические проблемы Южного Урала» потому, что считаю
ее наиболее интересной в изучении дисциплины «Экономическая география».
Экологические проблемы, проблемы взаимоотнош ...